Наши курсы

центр раннего развития
В нашем центре раннего развития работают педагоги с высшим
специальным образованием и огромным опытом работы с детьми.

 
Кризисные периоды в развитии ребенка. Кризис 1 года 14.01.2010

Кризисные периоды в развитии ребенка. Кризис 1 года

Присмотримся внимательнее к ребенку раннего возраста. Что он знает и умеет? Какие трудности перед ним стоят? Что он хочет, к чему стремится? Годовалый малыш часто неожиданно для родителей вдруг превращается из спокойного ласкового и покорного малыша в капризного, своевольного, неуправляемого деспота. Он залезает во все углы, хватает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги и ест бабушкины лекарства. Вместе с постоянным беспорядком в дом входит беспокойство за безопасность и даже жизнь малыша. Ведь нельзя же в конце концов спрятать все под замок. Бурную активность ребенка не так-то легко остановить. Он кричит и плачет, если у него что-то отбирают, упрямо рвется в закрытую комнату, а то и устраивает настоящие истерики из-за невыполненного желания.

Встав на ноги, и научившись ходить, ребенок, может быть, впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых, от которых он полностью зависел ранее. Конечно же, он больше желает, чем может и умеет, и достижение на этом пути укрепляет его уверенность в своих силах. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Ребенок протестует против каких-либо ограничений. Он хочет сам решать, когда он будет одеваться, есть или играть.

Это и есть КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ – главное событие, которым отмечет переход от младенчества к раннему возрасту. (Кризисом в психологии называется поворотный пункт в развитии, который сопровождается психологической неустойчивостью, противоречивостью, конфликтностью).

Конечно, не всегда кризис первого года протекает так бурно. Если родители понимают, что происходит с их малышом, и умело направляют его активность, этот период проходит вполне благополучно, даже незаметно. На его протекание оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка, тип нервной системы, состояние здоровья. И, как мы уже сказали, эмоциональная атмосфера в семье. Но все же в любом случае начало каждого возрастного этапа считается кризисным и требует особого внимания, потому что в этот период закладываются черты личности ребенка, которые будут определять его дальнейшее развитие. Психологам хорошо известно, что негативная картина поведения ребенка – это обратная сторона положительных изменений в его личности. Взрослые должны знать об этом и помогать ребенку преодолевать трудный рубеж.

Что происходит с ребенком на пороге раннего возраста? В это время малыш учится ходить. Это событие для него имеет неоценимое значение: свобода передвижения, которая привычна для нас, взрослых, так необычна для только что вставшего на ноги малыша. Вдохнув этого воздуха свободы, ребенок уже не хочет возвращаться назад и настойчиво борется за свои права. Мир, открывшийся перед ним в новых ракурсах, дает ему возможность находить невероятно интересные вещи, которые нельзя было исследовать, находясь в кроватке или на руках у мамы. Любознательность малыша, стремление все потрогать и изучить доступными ему способами заставляют его настойчиво добиваться желаемого.

Поведение ребенка раннего возраста, доставляющее взрослым столько хлопот. Связано с двумя важными особенностями его психики.

Первая из них – ситуативность. Для малыша 1-2 лет интересно только то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попавшийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Он хватает вещи, манипулирует ими, катает, бросает, сует в рот. Ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то воображать или обдумывать. Поэтому так велика в его жизни роль предметов. Не разрешение малышу действовать с ними, мы лишаем его возможности мыслить, а значит полноценно развиваться и жить.

Сиюминутная ситуация накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка. Дети раннего возраста обладают хорошей памятью. Но она направлена главным образом на узнавание знакомых предметов. Ребенок не может изучать свойства предметов в умственном плане: только действуя с ними, он способен познавать мир. Эмоции малыша чаще и ярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать ему интересную игрушку, и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Новый объект овладеет всем его существом. Выполнение любого практического действия зависит от того, насколько хорошо ребенок видит предмет. Предложите двухлетнему малышу сесть на стульчик, находящийся у него за спиной, и вы увидите, как непросто ему справиться с этой задачей.

Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении задания взрослого. В опытах психолога А.Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещали игрушки, и взрослый просил его взять рыбку, которая лежала либо дальше других предметов, либо была менее яркой. Вначале ребенок находил взглядом нужную игрушку, тянулся к ней, но по пути ему попадалась другая, не менее привлекательная , и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Непосредственное, более сильное, воздействие объектов легко отвлекает малыша. Попросите ребенка принести какой-нибудь предмет, находящийся в поле его зрения, но достаточно далеко. Он охотно отправится за ним, но по дороге обязательно увлечется чем-то другим и забудет о вашей просьбе. Неспособность отвлечься от ситуации приводит к курьезам. Например, хорошо говорящий двухлетний ребенок не может вслед за взрослым произнести фразу «Таня идет», если Таня в данный момент сидит перед ним. Все его существо восстает против такого несоответствия. Предметная ситуация определяет и содержание общения ребенка со взрослым.

Еще одна характерная особенность психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Мы уже говорили о том, что вещи притягивают, подчиняют себе малыша. Эмоциональность свойственна и нам, взрослым, но мы умеем управлять своими чувствами. У ребенка все не так. Как радостно бросается он к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Расставание с любимой игрушкой тоже вызывает взрыв чувств.

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру – вот, пожалуй, главная особенность ребенка 1-3 лет. Сказанное во многом объясняет причины первого кризиса раннего возраста. Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате – конфликты, капризы и слезы. Что же делать? Нужно так организовать жизнь малыша, чтобы сделать ее безопасной и интересной.

Как решают эту задачу взрослые? Большинство родителей при безусловной озабоченности безопасностью ребенка проявляют единодушное нежелание задуматься о том, что же нужно самому ребенку. Какова роль взрослых в развитии ребенка раннего возраста?

Обычно мы не задумываемся над тем, чему и как следует учить малыша. Приобщение его к окружающему миру происходит как бы само собой. Но давайте все же попробуем разобраться, каким образом ребенок входит в мир человеческой культуры и как при этом должен вести себя взрослый.

Если мы оглянемся назад, то вспомним, что общение ребенка первых месяцев жизни с родителями строилось на основе непосредственных эмоциональных контактов. Ухаживая за младенцем, взрослые ласкают его, окружают нежностью и любовью. И ребенок быстро начинает отвечать им тем же: улыбаться, радостно гулить, размахивать ручками, выгибаться всем телом при виде взрослого, демонстрируя ему свое расположение. Главной потребностью младенца в общении со взрослыми является потребность во внимании и доброжелательности. Ее удовлетворение формирует доверие к другим людям, стимулирует познавательную активность.

Сформированная у младенца первая, эмоциональная форма общения является тем кирпичиком, на котором начинают строиться дальнейшие потребности ребенка. Первым симптомом меняющейся потребности в общении является стремление ребенка перевести эмоциональные контакты в план предметного общения. Ребенок уже не просто ласкается к матери, а, сидя у нее на руках, исследует вещи, которые на ней надеты, тянется к часам на стене, книгам на полке. Ему все хочется потрогать и повертеть в руках, и он все настойчивее требует от взрослого предоставить ему такую возможность. Но не только предметы сами по себе интересуют его. Манипулируя машинкой или куклой, ребенок то обращается к взрослому с просьбой помочь, то приглашает его к совместной игре. Словом, овладение предметами происходит в процессе общения со взрослым. Теперь взрослый выступает как соучастник предметной деятельности. Общаясь со взрослым, малыш стремится удовлетворить возникшую у него потребность в практическом сотрудничестве. На смену чисто эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

В этот период жизни общение со взрослым как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший: это совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в предметной деятельности.

Еще одна особенность раннего возраста – потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий – это один из стимулов поведения в этом возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе. Поддерживает его тонус, дает ощущение важности его занятий, желание продолжать и совершенствовать их. Ведь недаром дети так любят устраиваться со своими игрушками поближе к взрослому. Даже если оба заняты своим делом, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему.

Что характеризует детей, имеющих полноценное общение со взрослыми?

Такие дети:
  • инициативны по отношению к старшему – стремятся привлечь его внимание к своим действиям;
  • доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослым;
  • настойчиво требуют соучастия в своих делах;
  • чувствительны к отношению взрослого, к его оценке и перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;
  • предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют любовь к нему и охотно откликаются на ласку;
  • активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить поддержку.

Казалось бы, здесь говорится о само собой разумеющихся вещах. Но достаточно встретиться с ребенком, не получающим должного внимания в семье, как сразу станет заметна сниженная активность его поведения. Ребенок, не привыкший к сотрудничеству со старшими, робок, не уверен в себе, скован. Он не в состоянии правильно относиться к оценке взрослого. Такие дети менее любознательны, они не хотят и не умеют играть с игрушками. И пылятся в углу яркие куклы и звери, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок просит новые и новые игрушки, которые станут такими же заброшенными и ненужными как и старые. Только вещь, побывавшая в руках у взрослого, становится привлекательной для малыша. В раннем возрасте только взрослый является источником познания мира для ребенка.

На ранних этапах детства, когда малыши еще не умеют обращаться с предметами, когда их житейский опыт слишком мал для того, чтобы отражать его в собственных играх, необходимо, чтобы взрослые помогали детям: раскрывали свойства предметов. Поэтому прежде чем дать ребенку новую игрушку, поиграйте с ним вместе, придумайте интересный сюжет, заинтересуйте его не только ее внешним видом, но и тем, что с ней можно сделать. Постройте домик из кубиков и поселите в нем какую-нибудь зверюшку, пустите плавать в тазу с водой пластмассовых рыбок, рассмотрите и обсудите устройство машинки и т.д. А дальше ребенок сам разовьет предложенную вами игру. Желательно только выбирать такие игрушки, которые можно использовать по-разному: пластичных кукол и зверей, принимающих различные позы, кубики разных размеров и цветов, детскую посуду, крупную мозаику, различные пазлы, конструкторы LEGO для маленьких, различные развивающие игры. Заинтересовав ими ребенка, можете быть уверены, что вы направили его любознательность в нужное русло. Если вы испытываете затруднения в вопросе выбора игр для малыша, если вам не хватает знаний о том во что и как играть с ребенком, не слишком ясны особенности развития ребенка в данном возрастном периоде, найдите хороший детский центр раннего развития и ходите на занятия вместе с ребенком. Яркие положительные впечатления, радость открытия нового, обилие различных видов деятельности по возрасту, дадут вашему ребенку предпосылки для раннего гармоничного развития, а вам – знания о том во что и как играть с ребенком, грамотность в вопросах детского развития и уверенность в будущем своего ребенка.

По материалам книги «Ступени общения»,
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.

Возврат к списку























Адрес: г. Москва, ЮАО, ул. Кантемировская д. 7 к. 1, тел.: 8-916-142-00-40, e-mail: moesolnishko@mail.ru
© «Моё Солнышко» 2009–2012
Мое солнышко - раннее развитие детей, центр развития, детские центры ЮАО




Разработка сайта, продвижение сайта - Импет Создание и
поддержка сайта

центр раннего развития